Общие сведения об эпиграфике

· Эпиграфика

Эпиграфика — вспомогательная дисциплина1 на стыке истории и филологии. Предмет ее изучения — содержание и форма надписей на твердых материалах.

Эпиграфика как наука возникла в период Возрождения, дальше начинает разрабатываться ее методика.

Существует несколько способов классифицировать славянские надписи. Классификация надписей Б. А. Рыбакова, исходящая из материала и способа письма:

  • надписи, процарапанные писалом на мягком материале (сырая глина, воск, береста);
  • надписи, процарапанные коническим острием (обожженная глина, кирпич, камень, металл, дерево);
  • вырезанные надписи (металл, камень, дерево, кость);
  • гравированные надписи (резцовый металл);
  • филиграни (из тонкой проволоки);
  • выдолбленные утопленные надписи;
  • надписи, выполненные твореным золотом по меди.

Далеко не все из этого подходит для классификации надписей Первого Болгарского царства (ПБЦ): бересты там нет; гравировка и письмо золотом по меди — поздние способы; пока не нашли надписей на костях. Возможно, еще найдут.

Характерные для Болгарии материалы: камень, кирпич и известь. Надписи могут быть процарапаны или выдолблены.

Классификация древнерусских надписей Саймона Франклина, исходящая из отношения между письмом и предметом, на котором оно выступает:

  • первичное письмо — на предметах, изготавливаемых специально с единственной целью размещения на них письменного сообщения (пергамен, береста, покрытые воском деревянные таблички);
  • вторичное письмо — на предметах, не предназначенных специально для письма, но на которых письмо играет существенную роль (монеты, печати, иконы, подписи к фрескам);
  • третичное письмо — на предметах, выполнявших какие-то функции до появления на них письменного текста (стены зданий, керамика и проч.). Большая часть образцов такого письма может быть определена как граффити.

Граница между разными категориями письма достаточно размыта. На одном и том же предмете могут быть представлены одна, две или все три разновидности письма, примерами чего может служить фреска с надписями (вторичное письмо) и процарапанные по ней граффити (третичное пиьмо) или пергаменная рукопись (первичное письмо) с содержащими надписи миниатюрами (вторичное письмо) и позднейшими маргиналиями (третичное письмо). Эпиграфику также можно классифицировать, отталкиваясь от содержания и функционального предназначения надписей. Помещенная ниже классификация была разработана специально для болгарского материала Стефаном Смедовски и пересекается с классификацией С. А. Высоцкого из издания свода надписей Софии Киевской.

Классификация Высоцкого:

  • надписи, относящиеся к военно-политической истории;
  • поминальные надписи;
  • надписи летописного характера;
  • благопожелательные надписи;
  • автографы;
  • надписи, относящиеся к фрескам;
  • символические рисунки;
  • бытовые рисунки.

Классификация Стефана Смедовски:

  • надгробные и поминальные надписи (самые распространенные);
  • ктиторские и строительные надписи (вторые по распространенности);
  • надписи летописного характера (третьи по распространенности);
  • приписки;
  • надписи о собственности;
  • символические рисунки (много в Плиске и Преславе);
  • бытовые рисунки (много в Плиске и Преславе);
  • благопожелательные надписи;
  • автографы (было замечено, что надписей, содержащих личные имена, в ПБЦ не очень много);
  • «разное» (случайные даты, подписи и то, что нельзя идентифицировать);

Надписи также можно классифицировать, отталкиваясь от системы письма (алфавита). Но прежде чем перейти к такой классификации, нужно очертить этнографический ландшафт ПБЦ.

ПБЦ образовалось, когда тюркские ханы прорвали римский Лимес2 и завоевали большую территорию, принадлежавшую Византийской империи3. VI–VII вв., время Великого переселения народов — была волна миграций протоболгарских ханов и несколько волн миграций славян. Этнический состав ПБЦ, таким образом, разнороден: есть разные славянские племена (союз семи славянских племен), есть тюркские племена, есть оставшиеся местные жители, греки. Фракийцев, скорее всего, уже не было. Языковая ситуация характеризуется как гетерогенный трилингвизм. Таким образом, есть надписи на трех языках:

  • тюркском;
  • славянском;
  • греческом.

Строгого соответствия между языком и алфавитом при этом нет. Протоболгарские надписи можно разделить на:

  • рунические;
  • написанные греческими буквами;
  • написанные кириллицей.

В последнем случае речь идет о кириллических надписях, содержащих тюркские имена и названия должностей. Протоболгарских надписей, записанных глаголицей, нет.

Греческие надписи сделаны по-гречески. Есть основания полагать, что греческие надписи в восточной Болгарии сделаны славянами-билингвами, на это указывает характер письма.

Среди славянских надписей есть глаголические и кириллические. Есть сведения, что они писали и по-гречески неупорядоченным письмом. Кириллические надписи преобладают. Нет жесткой привязки глаголицы к западу ПБЦ, а кириллицы — к востоку. Есть абецедарии в восточной части Болгарии, сделанные глаголицей (знаменитый алфавит в Круглой церкви в Преславе). Там же есть короткие надписи смешенного типа, сделанные кириллицей с вкраплением глаголических элементов. Есть некоторое число двуязычных славяно-греческих надписей.

Сноски

  1. Вспомогательные исторические дисциплины — относительно самостоятельные отрасли исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. К вспомогательным историческим дисциплинам традиционно относят палеографию (включая кодикологию), дипломатику, генеалогию, геральдику, сфрагистику и эпиграфику, историческую метрологию, нумизматику и бонистику, хронологию, историческую географию, историческую информатику, источниковедение, архивоведение, документоведение, историческую ономастику, историческую антропонимику, историческую демографию, фалеристику, археографию и некоторые другие.

  2. Ли́мес (лат. Limes — ‘дорога’, ‘граничная тропа’, позже просто ‘граница’) — укреплённый рубеж (вал, стена) со сторожевыми башнями, возведённый на границе Римской империи. Лимес служил Римской империи как защитное сооружение и как средство таможенного контроля. На проходных пунктах велась торговля с «внешним миром». Провинции рядом с лимесом назывались лимитрофами и охранялись лимитанами. Самые известные участки лимеса — Верхнегерманско-ретийский лимес протяжённостью в 550 км и Вал Адриана в Великобритании.

  3. Аспарух — третий сын хана Великой Болгарии Кубрата. После смерти Кубрата в 665 году Аспарух унаследовал часть болгарской орды и был вынужден вести войну с хазарами, которые воспользовались ослаблением болгар вследствие раздела. Под их давлением Аспарух откочевал со своим племенем за Дунай. Болгарская орда была разделена между пятью сыновьями Кубрата. Аспарух понимал, что его ослабленный разделением народ нуждается в людских ресурсах. Такую поддержку он нашёл в славянских племенах на территории Фракии, Валахии и прилежащих к ним землям около Чёрного моря. После завоевания Добруджи у Византии в 679 году основал Первое Болгарское царство. Между болгарами и славянами был заключен союз — славяне в битве с Византией выступили пехотой, болгары как конное войско. После тщетных попыток Константина IV покорить болгарские земли, приведших к поражению византийской армии в битве при Онгале, император был вынужден в 681 году признать Болгарское царство. Кочевники-болгары первоначально являлись правящей воинской элитой, а славяне — рядовым населением.